Первая чакра – Муладхара
Чакра Муладхара дарит человеку способность выживать. Зачастую, человек за всю свою жизнь не выходит из состояния поклонения своей Муладхаре, и сфера его интересов – питание и безопасность. Иногда, испытывая страсть или любовь, ему удается подняться до Свадхистханы и даже Анахаты, но затем снова происходит падение в материю до следующего счастливого случая. Возможно, именно такие моменты вспоминает он потом в момент смерти, когда перед глазами проносится вся жизнь.
Недаром о таких людях говорят – он будто спит. На самом деле, в нем спит его потенциал, его энергия, представленная в индийской системе концепцией Кундалини. Пробуждаясь, Кундалини поднимается вверх к Сахасраре, а потом снова опускается вниз, подхватив поток чистого духа, полученный откуда-то свыше. Недаром иногда Кундалини изображают в виде двух змей – одна ползет вверх по позвоночнику, другая – вниз. Верхний поток начинает течь тогда, когда энергия, пробужденная в Муладхаре, достигает Сахасрары. Это сила запускает давно забытый многими канал связи с божественным.
Чтобы пробудить свой потенциал и заставить его наполнить все остальные чакры живительной энергией Кундалини, необходима духовная практика. К ней относится все, что может помочь раскрыть божественные принципы, лежащие в основе чакр. Йогические упражнения, пение односложных мантр, медитации на чакры, созерцание изображения чакр, церемонии посвящения – это самые распространенные практики по пробуждению Кундалини. Ну и конечно, важнейшая часть практики – постоянное стремление к познанию истины, познанию Божества. Когда поднимается Кундалини, энергия проходит по всем чакрам, а человек обретает самадхи, состояние возвышенного покоя и счастья, а иногда и просветление (сатори, бодхи).
Особенно следует обратить внимание на то, чтобы открыть все чакры. Только по очищенным от посторонних влияний, воль, от личных страхов и страданий чакрам поползет вверх сила Кундалини. Таких высоких гостей не приглашают на алтари, где давно не служили.
Муладхара
Если, как мы уже говорили Муладхара на нижнем уровне своего развития – это физический труд, постоянная забота о питании и защите, на втором уровне – способности добывать пропитание и выстраивать защиту без тяжелого труда, то на третьем – это чакра, где пробуждается Кундалини, то есть в ней изначально заложена идея наивысшего Духа. Это совпадает с каббалистическим принципом – Малкут (самая низшая сфера на Древе Жизни) – это Кетер (наивысшая точка, первая эманация из непроявленного).
Существует йогическая легенда, что некогда, до суровой Кали-Юги, в эпоху которой нам выпало жить, Кундалини спало в Свадхистхане, но человек пал в материю еще глубже – и вот получайте парадокс – самая высшая из доступных человеку сил таится в самой материальной из чакр. Современный мир требует проработки этого аспекта – возвыситься над материей и не думать о ней вовсе, как делали мудрецы древности, вряд ли теперь получится, особенно в западном мире. Однако привести материальное в порядок, добиться в нем исполнения большей части желаний и понять, что пора идти дальше – это, пожалуй, наилучший выход из сложившейся ситуации.
Чакра Муладхара находится между крестцом и копчиком, и нагнетает энергию в копчиковое сплетение, а также в меридианы почек, тонкого и толстого кишечника и непосредственно в позвоночный столб, а также в почки и надпочечники. Она связана с кишечником, кинематическим центром (ощущение движения тела), проективным центром (ощущение положения тела) и тактильным (осязательным) центром. Чакра поддерживает тонус всех тазовых органов. Кроме того, она имеет отношение к построению физической структуры тела: скелета, костного и головного мозга, кожи, мышц – и регулирует кровоснабжение головного мозга. Поэтому у нее есть другое название – чакра выживания. Именно она нагнетает энергию, тонизируя физическое тело и создавая психологическую устойчивость человека.
По мнению древних целителей, в этом центре имеется энергия Кундалини (по-научному – спонтанная биоэлектрическая активность). Энергия Кундалини переводит организм на более высокий энергетический уровень. Все меридианы и каналы (нади) получают энергию из этой чакры. Кундалини можно поднять вверх, вплоть до VII чакры или головного мозга, тем самым раскрывая его физические возможности вместо 7% до 100%. Это вызывает сверхчувственное состояние, экстаз, блаженство (которое, кстати, отнюдь не безопасно). Кроме того, чакра называется опорной или основной, так как регулирует рост клеток, развитие и биоэлектрическую активность всех органов и систем.
Психологическая основа чакры – наслаждение. Муладхара дает энергию мочеиспусканию, семяизвержению, способствует зарождению ребенка и управляет половым влечением. Считается, что в детском возрасте наиболее активна именно муладхара-чакра, обеспечивающая физический тонус, гиперактивность ребенка. (В подростковом возрасте более активна II чакра, регулирующая юношескую гиперсексуальность. В среднем возрасте более активна уже III чакра, поддерживающая любовь.)
Йоги утверждают, что именно раскрытие I чакры дает им возможность сделаться нечувствительными к боли (прокалывать тело, лежать на гвоздях, ходить по углям и т. д.). Энергия из I чакры идет вверх по спинному мозгу и вниз в ноги, но она может идти также по ногам, из подошвенных чакр вверх в I чакру.
Хорошо открывает I чакру танец. В Болгарии у горцев-нестерианцев, танцующих на тлеющих углях костра, активность I чакры после танца увеличилась во много раз, но еще большее увеличение обнаружено в подошвенных чакрах, находящихся в непосредственном контакте с огнем. Их биополе словно отталкивало его. Казалось бы, для таких танцев нужны годы упорных тренировок. В.Иванченко пишет: “Неожиданно один из участников танцев на углях вывел меня в круг, я тоже вошел в экстаз, появилась необыкновенная смелость, словно не было вокруг пылающего жара. Я вскочил на тлеющие угли босыми ногами и танцевал 1,5-2 минуты – вполне достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги. Тем не менее на стопах не было никаких следов. Еще более удивительным оказалось то, что возросла активность подошвенных, коленных и I чакр. Значит, эти чакры можно быстро открыть даже у нетренированного человека. Очевидно было также и то, что в момент экстатического танца чакры не воспринимают, а, наоборот, выделяют энергию, образуя вихревую энергетическую подушку над кожей стоп. Она и отталкивает огонь. Не случайно I чакру называют “психическим жаром”. Впрочем, влиять на огонь может энергия и других чакр. Например, тот же цирковой йог Д. Фурманов демонстрировал мне феномен тушения пламени свечи взглядом на расстоянии 3-4 метров. Это проявление гипервозбуждения VI (аджна) чакры.”
Муладхара-чакра особенно активизируется у гиперсексуальных, гипервозбудимых подростков, именно она дает им ощущение угрозы и побуждает к агрессии и враждебности. Этот центр работает на уровне подсознания и связан с инстинктами (пить, есть, размножаться, защищать свою жизнь и жизнь своей семьи), а также активизируется в состоянии религиозного экстаза и при участии в политических играх.
В йоге существует две школы, которые совершенно разными способами открывают I чакру.
Школа тантра-йоги. Ее методы способствуют открытию муладхары через высокую сексуальную активность.
Школа хатха-йоги. В результате обета безбрачия и подавления сексуальной активности происходит накопление энергии и спонтанное открытие чакры с подъемом энергии Кундалини.
В тантра-йоге за счет высокой сексуальной активности происходит постепенное увеличение спонтанной биоэлектрической активности этих нейронов, которое нарастает до ПО и более милливольт. По достижении этого напряжения происходит резкий пробой мембран и образование спонтанных нервных импульсов, с мощным подъемом энергии вверх по спинному мозгу (точнее, по энергетическому каналу Сушумна), что мощно раздражает и возбуждает кору головного мозга (сахасрара-чакру). Но у нетренированного человека импульсы идут в кору головного мозга по обычным нервным волокнам. В хатха-йоге цель именно поднять Кундалини по Сушумне прямо в головной мозг.